Romeo y Julieta, возможно, самый знаменитый и уж точно самый романтичный бренд кубинских сигар. Необычным названием эти сигары обязаны старинной кубинской традиции развлекать работающих крутильщиков чтением книг – страстная и трогательная трагедия Шекспира, надо думать, встречала особенно сильный отклик в сердцах горячих кубинцев.
Секрет успеха
Марку Romeo y Julieta создали в 1873 (или, по другим сведениям, в 1875) году двое выходцев из испанской провинции Астурия – дон Иносенсио Альварес Родригес и дон Хосе Манин Гарсиа. Небольшая фабрика, на которой они стали выпускать свои сигары, располагалась в деловой части Гаваны, на оживленной улице Святого Рафаэля, в доме 87. И хотя фабрика действительно была совсем маленькой, усилиями ее владельцев она постепенно набирала обороты и вскоре смогла конкурировать с другими, более крупными гаванскими производителями.
Начинать новое дело всегда трудно – тем более в условиях такой острой конкуренции, которая возникла в сигарном бизнесе в конце XIX века. Новому бренду могли потребоваться десятилетия для того, чтобы, как сейчас сказали бы, раскрутиться. Первым владельцам Romeo y Julieta это удалось гораздо быстрее. Высочайшее качество табака, собранного в знаменитом районе Вуэльта Абахо, великолепная ручная скрутка (с самого начала Иносенсио Альварес стремился заполучить к себе лучших роллеров Гаваны) и изысканная упаковка продукции Romeo y Julieta завоевали сердца самых требовательных курильщиков.
Идейным вдохновителем Romeo y Julieta, своего рода «гением марки» был дон Манин Гарсиа. Именно он придумал самый большой секрет Romeo y Julieta, который позволил фабрике в первые десять лет существования стать одним из крупнейших производителей кубинских сигар. Компания добилась успеха благодаря простому, но, как оказалось, крайне эффективному решению. Что нужно для того, чтобы получались хорошие сигары? Конечно, хороший табак. Поскольку хозяева Romeo y Julieta не имели собственных плантаций, они вынуждены были покупать сырье на аукционе. Заранее узнать, чей табак превосходит все прочие, было крайне сложно. В 1875 году покупатели еще не обладали теми техническими возможностями оценки сырья, которые есть сегодня, поэтому им приходилось полагаться в выборе лишь на собственный опыт и интуицию. И дон Манин придумал выход: он решил отправить на лучшие плантации Кубы опытных наблюдателей, которые следили бы за всеми этапами созревания растения и в конце концов выносили вердикт, стоит ли иметь дело с тем или иным поставщиком.
В качестве наемных работников на табачные плантации каждый сезон устраивались «шпионы» дона Манина: они отмечали все беды, постигшие урожай, – вроде засух или вредителей, нарушения технологии и так далее. Таким образом на фабрике стали получать всю необходимую информацию о том, какое сырье можно покупать без риска для качества будущей продукции. А курильщики быстро почувствовали разницу между «обычными» сигарами и сигарами Romeo y Julieta, о вкусе которых производители начинали заботиться с того момента, когда первые семена будущего урожая только падали в землю.
О популярности и коммерческом успехе продукции Alvarez, Garcia and Co. красноречиво свидетельствует тот факт, что уже в первые годы существования фабрики владельцы Romeo y Julieta смогли запустить более десятка новых брендов: La Mar (в июне 1876), Los Amantes de Verona и Monteschi y Capuletti – в продолжение шекспировской темы (в июне 1879), La Superfina, La Flor de Lozano Pendas y Cia., Daniel Webster и La Cubana (все в 1882), La Salamith, Entre las Rosas, La Mia, La Sonambula, Maria Stuart (в 1883). Хотя ни одному из них не удалось затмить бренд Romeo y Julieta, все они оказались довольно долговечными и исправно приносили фабрике прибыль.
Торговая политика
В 1886 году Хосе Манин Гарсиа покинул Romeo y Julieta. После непродолжительного сотрудничества с другим предпринимателем, Монтеро, Иносенсио Альварес стал управлять фабрикой один. Так продолжалось вплоть до 1902 года, когда он продал бизнес фирме Rabell, Acosta and Co. Однако эта компания владела Romeo y Julieta совсем недолго – уже в 1903 году фабрику приобрел Хосе Родригес Фернандес, или, как называли его друзья, дон Пепин. Многие знатоки истории сигар считают дона Пепина последним патриархом «золотого века» кубинской сигарной индустрии.
С именем этого человека, чьи идеи часто опережали время, связан второй взлет марки Romeo y Julieta. Выходец из той же Астурии, дон Пепин девятилетним мальчиком был отправлен родителями на Кубу изучать табачное дело. К 37 годам он успел досконально узнать все стороны профессии и обзавестись огромными связями: работал на плантации, был помощником крутильщика, стал директором небольшой табачной фабрики, наконец, представлял интересы компании Caba?as y Carvajal за границей. После того как в компании усилилось американское влияние, дон Пепин ушел из нее, решив начать собственный бизнес. Так он вместе с двумя другими выходцами из Испании основал фирму Rodriguez, Arguelles and Co. Inc. и купил фабрику Romeo y Julieta.
Если дон Манин Гарсиа сделал все, чтобы обеспечить высокое качество сигар Romeo y Julieta и создал марке отличную репутацию, то пришедший ему на смену дон Пепин внес неоценимый вклад в ее продвижение. Во времена, когда владельцы других фабрик не задумывались не только о рекламе, но даже о регистрации своих брендов, дон Пепин совершил настоящий переворот в сигарном маркетинге.
Поскольку кубинские сигары к началу XX века приобрели широкую известность во всем мире, их стали активно подделывать. Дешевые копии наносили огромный материальный и весьма чувствительный моральный ущерб производителям «гаван», подрывая доверие покупателей к их продукции. К тому же бороться с «пиратами» было трудно – понятие права на торговую марку в сигарной индустрии было, мягко говоря, не очень распространено. Дон Пепин быстро понял, как справиться с этой проблемой. В 1909 году он официально зарегистрировал бренд в Международном союзе в швейцарском Берне под номером 7792 и таким образом сделал его первым официально зарегистрированным брендом кубинских сигар.
Стремясь вырваться за рамки традиционных для кубинских производителей рынков вроде США и Великобритании и основываясь на собственном опыте работы в Caba?as y Carvajal, Хосе Пепин Родригес создал разветвленную сеть сэйлз-менеджеров, которые занимались усиленным продвижением Romeo y Julieta за границей. И хотя первое место по потреблению по-прежнему занимали США, а второй была Великобритания, о марке узнали в Канаде, Австралии, некоторых странах Южной Америки, и, конечно, континентальной Европы – в Испании, Франции, Португалии, Италии и Швейцарии.
«Маленький Шекспир»
Человек, щедро одаренный от природы, дон Пепин обладал не только коммерческим чутьем, но и выдающимися креативными способностями: именно ему принадлежат идеи многочисленных, как бы сейчас сказали, рекламных кампаний Romeo y Julieta. Большинство из них имело инновационный и весьма эксцентрический характер.
Так, он долго осаждал власти Вероны, прося разрешения на покупку знаменитого Палаццо ди Капулетто, в котором разворачивались события шекспировской трагедии. В доме Джульетты он собирался устроить постоянную ярмарку сигар и курительный салон для поклонников Romeo y Julieta, но веронская интеллигенция выступила против этого проекта. Единственное, на что пошли власти города, – это открытие во дворце маленького сигарного киоска. Киоск этот, впрочем, сам по себе был произведением искусства: кубинские краснодеревщики изготовили его специально для дона Пепина из редких сортов древесины твердых пород. В нем посетители всегда могли приобрести лучшие ручные сигары Romeo y Julieta.
Не заполучив Палаццо ди Капулетто, дон Пепин не унывал. На своей фабрике на Кубе он создал точную копию знаменитого балкона Джульетты, на котором произошло объяснение влюбленных и изображение которого украсило коробки сигар Romeo y Julieta. Причем, когда фабрика переехала на новое место, балкон «переехал» вместе с ней.
С самой фабрикой, кстати, тоже была связана занятная история. К началу XX века старое помещение стало тесновато для стремительно развивающегося производства Romeo y Julieta: количество работников выросло до 1200 человек (из них 750 были первоклассными скрутчиками), а число ежегодно выпускаемых сигар – до 20 миллионов. Тогда дон Пепин перенес свое предприятие в другое место, на улицу имени Отца Варелана, где во времена испанского правления была... арена для боя быков. Кубинские сигарные фабрики традиционно отличались особой величественностью (граничащей иногда с эксцентричностью), что заставляло многих говорить о своего рода «расточительности» и «чрезмерности» этих строений. После ремонта и расширения новое здание фабрики Romeo y Julieta заняло среди «расточительных» гаванских фабрик достойное место и стало мощным визуальным символом того положения, которое компания в то время прочно заняла в ряду ведущих экспортеров «гаван».
Будучи страстным любителем лошадей и скачек, дон Пепин и это свое увлечение использовал для рекламы марки. Став владельцем великолепной скаковой кобылы, он, естественно, назвал ее Джульеттой. Разъезжая с ней по всей Европе, дон Пепин везде рекомендовал свои сигары, и благодаря успехам Джульетты, выигравшей множество забегов, марка приобрела еще большую популярность.
Уважение к выдающимся заслугам и оригинальным идеям Хосе Родригеса Фернандеса было огромно. Деятельный, проницательный бизнесмен и надежный партнер, он был ярким примером харизматической личности, и многими своими успехами марка Romeo y Julieta была обязана его личным связям и высокому положению в обществе. Преклоняясь перед талантом Хосе Родригеса Фернандеса, современники добавили к первому его прозвищу – дон Пепин – еще одно: Shakesperito. По-испански это означает «маленький Шекспир».
Сигары для лорда Черчилля
В 1940 году, когда Romeo y Julieta были на вершине успеха, дон Пепин упразднил Rodriguez, Arguelles and Co. Inc. и основал Romeo y Julieta Cigar Factory Ltd. К тому времени он владел, помимо бренда Romeo y Julieta, такими марками как Don Pepin, Falman, Flor de Rodriguez, Arguelles y Cia., His Majesty, La Mar и Maria Guerrero. Последняя была создана и названа в честь знаменитой испанской актрисы, с которой дон Пепин познакомился во время одной из своих поездок в Испанию.
Умер дон Пепин в 1954 году в возрасте 88 лет, будучи, что и говорить, очень состоятельным человеком. За то время, пока он управлял фабрикой, на свет появилось огромное разнообразие форматов и размеров сигар – более двух тысяч. Для одних только figurados, на которых Romeo y Julieta традиционно специализировалась, в начале XX века существовало больше тысячи размеров. Побила Romeo y Julieta и все возможные рекорды по количеству бантов – их в разное время выпускалось около двадцати тысяч, причем около двух тысяч из них были персональными. Исключительное качество сигар Romeo y Julieta неоднократно отмечалось на многих международных выставках – в Антверпене в 1885 и 1894 годах, в Брюсселе в 1888 и 1889?м, в Мельбурне в 1888 году, в Париже в 1989 и 1900-м и в Льеже в 1907 году.
Законным поводом для гордости служит для Romeo y Julieta и история с возникновением нового формата сигар – сhurchill. Сигары такого размера – длина 178 мм, ring gauge 47 – производились еще в начале XX века и назывались сначала Romeo y Julieta А, а затем Julieta No. 2. После Первой мировой войны в знак уважения к премьер-министру Франции Жоржу Клемансо, при котором Франция победила в войне и который участвовал в Версальской мирной конференции, сигары этого размера стали называться Clemenceau.
В годы Второй мировой войны Куба сочла своим долгом оказать моральную поддержку союзникам, и в частности известному любителю сигар лорду Уинстону Черчиллю. Под лозунгом «Сигар хватит до победы!» несколько гаванских фабрик – в том числе Romeo y Julieta – выслали Черчиллю огромный запас своих лучших сигар. Предпочитавший всем остальным форматам double coronas и Julieta No. 2, Черчилль после окончания войны захотел лично посетить фабрику, производившую его любимые сигары. В честь этого события, которое произошло в 1947 году, руководство Romeo y Julieta назвало свою сигару формата Julieta No. 2 именем Сhurchill. Вслед за ними этим названием стали пользоваться и другие сигарные марки, но вряд ли стоит говорить, что настоящий «черчилль» – это Churchill Romeo y Julieta.
По-прежнему лучшие
Romeo y Julietа – сигары средней крепости, отличающиеся сложным, неуловимо меняющимся на протяжении всего времени курения вкусом. Пряные, травяные, цветочные, ореховые, фруктовые ноты легко различимы для опытного курильщика. Перед началом курения знаменитого Churchill можно уловить легкий земляной аромат с приятными медовыми нотами, а в насыщенном дыме уже раскуренной сигары витают дразнящие ароматы специй.
Знающие люди говорят, что уважающий себя курильщик хотя бы раз в жизни должен выкурить Churchill Romeo y Julieta. Впрочем, в линейке каждый найдет что-то свое – выбор действительно очень велик.
В числе характерных признаков Romeo y Julieta нужно выделить и их высокую устойчивость к старению. «Взрослеют» эти сигары удивительно хорошо и могут дозревать свыше двадцати лет.
Благодаря своей популярности Romeo y Julieta сегодня уверенно удерживают второе место по продажам после Montecristo. Чуть меньше одной пятой от всего объема проданных кубинских сигар в последние годы составляют сигары именно этой марки. В США, где продажа кубинских сигар запрещена, пользуются спросом доминиканские Romeo y Julieta 1875 (как и в случае со многими другими брендами, после революции ситуация с правами на знаменитую торговую марку оказалась крайне запутанной, что и привело к созданию сигар-близнецов). И хотя они не идут ни в какое сравнение с кубинскими, сила бренда заставляет курильщиков покупать их.
В России Romeo y Julieta приобрели преданных поклонников еще в хрущевские времена, когда по бартерным договорам в СССР хлынул поток недорогих машинных «гаван». На специальных форумах часто можно встретить ностальгические воспоминания наших соотечественников о «дорогущих» «джульеттах» за рубль пятьдесят пять... Сегодня поставщик Romeo y Julieta компания Habanos S.A. старается делать ставку на разные вкусы и возможности, импортируя как ручные, так и машинные сигары разнообразных форматов (21 формат). Особенно российские курильщики любят Romeo No. 1, No. 2 и No. 3 – сигары в тубусах, которые позволяют наслаждаться знаменитым вкусом даже тем, кто не может позволить себе купить сразу целую коробку. В результате по объемам продаж (в количественном выражении) Romeo y Julieta занимают в России первое место.
Автор: КСЕНИЯ ЯКОВЛЕВА