Легенда гласит, что первым, кто придумал обрабатывать чаши курительных трубок струей песка под высоким давлением, был сам Альфред Данхилл. В старых каталогах данхилловских трубок можно уже видеть серию Shell Briar – трубки черного цвета с неровной, пупырчатой поверхностью – это и были первые данхилловские сэндбласты. Процесс был несовершенен, мощная струя песка, выбивая волокна бриара, зачастую меняла форму чаши, поэтому руководство фабрики даже не рисковало ставить на трубки номерной код, указывающий на стандартную форму трубки. Серия Shell Briar маркировалась без затей: «Экземпляр I», «Экземпляр IX» и т.д.
Dunhill Shell Briar Xmas
Принято считать, что сэндбласт был изобретен, дабы скрыть дефекты поверхности трубки (песчинки, небольшие каверны; это могли быть нарушения цвета древесины). Однако если мы повнимательнее изучим ассортимент производителей трубок первой трети XX века, то обнаружим, что практически вся продукция покрывалась морилкой темного цвета, и мелкие сэндпиты (песчинки, вросшие в тело бриара), а также небольшие каверны были неразличимы под слоем темно-вишневой или темно-коричневой морилки. Кроме того, в те времена мало обращали внимания на рисунок бриара на чашке трубки и большинство трубок были mixed-grain или cross-grain (рисунок волокон бриара шел поперек чаши трубки). Обнаружить мелкие недостатки вереска, не сняв «шкуркой» морилки, было сложно. Со временем вкусы трубокуров менялись, и появилось много трубок с отделкой светлой морилкой, где скрыть дефекты бриара было гораздо сложнее, что и вызвало увеличение производства сэндбластовых трубок.
Kharlamov Bent
Немало копий было сломано по поводу их качества. Бытует мнение, что под сэндбласт идет второсортный бриар, однако это не так: на трубочной мануфактуре бриаровые блоки поступают в обработку из общей «корзины». После того как из блока выточена чаша трубки, один из самых опытных мастеров мануфактуры производит сортировку заготовок по сериям: чаши с ярко выраженным, красивым рисунком (flame grain или straight grain) отправляются в «гладкие» серии, под светлую морилку, cross grain идет под обработку темной морилкой, а заготовки, имеющие дефекты поверхности, о которых мы говорили выше, отправляются в сэндбластовую камеру. Таким образом, и гладкая, и сэндбластовая трубки создаются из бриара одного качества, дело лишь во «внешности» каждой конкретной заготовки.
Kharlamov Billiard
В качестве «ударной силы» в сэндбластовом агрегате, несмотря на название, может использоваться не только кварцевый песок. В ходу также стеклянная крошка, мелкие шарики и даже молотая скорлупа грецкого ореха! Правил здесь нет: что подойдет для одного мастера, совершенно не устраивает другого, поскольку процесс сэндбласта – подлинное искусство. Зачастую искомый результат мастер получает путем последовательной обработки поверхности чаши различными материалами.
Stanwell Royal Silver
Увидеть в заготовке бриара рисунок несложно, однако далеко не всем удается вывести его в красивый, выразительный рельеф на поверхности трубки, сохранив при этом форму и пропорции чаши. Многие известные датские мастера, создающие подлинные шедевры, не рискуют и отдают свои трубки для сэндбластирования на фабрику Stanwell, доверяя этот процесс опытным специалистам. Однако есть авторы, достигшие подлинных высот в этом деле. Один из них – американец Ларри Рауш. Он долго и упорно экспериментировал, от трубки к трубке совершенствуя технику сэндбласта. Теперь его сэндбластовые трубки считаются одними из лучших в мире.
Larry Roush
Так что же такое, в итоге, сэндбласт? Обдать струей песка заготовку из вереска – дело нехитрое, однако в руках у вас, скорее всего, окажется бесформенный кусок древесины. Техника сэндбласта давно уже переросла свою утилитарную составляющую – скрыть дефекты поверхности трубки, – превратившись в мощный инструмент в руках умелого мастера, позволяющий создавать подлинные шедевры.
Автор: ДМИТРИЙ ГАЕВ