Названия некоторых трубочных брендов происходят от имён производителей, давших трубкам свою фамилию, которую в течение многих поколений использовали их потомки. Однако с GBD ситуация оказалась иной. Основатели дали свои имена, но в данном случае “семья” была партнерством людей, обладавшими схожими способностями и схожим складом ума. Им удалось создать брэнд, который оказался достаточно сильным, чтобы стать движущей силой для самого себя. Без сомнения, создатели проявили недюжинную долю мудрости, присвоив изделию свои инициалы, а не имена.
Кто же были эти люди? Ганневал, Бондьер и Доннингер - три крупнейших трубочных Мастера, которые собрались в 1850 году в Париже для производства пенковых трубок. Это было смелое решение, ибо случилось это в тяжелые для Франции времена. Шарль Луи-Наполеон Бонапарт возвратился в страну после революции 1848 г. и провозгласил себя президентом республики. После переворота 1851 г. он провозгласил себя императором Наполеоном III в 1852 г. Кроме того, он был страстным любителем курения трубки и наверняка имел в своей коллекции одну или несколько трубок GBD.
Ганневал известная, если не самая популярная фамилия в Сен-Клоде во Франции, и представляется, что он был родом из этого района, где и освоил мастерство изготовления трубок. Фамилия Бондьер также встречается в Сен-Клоде, но, по-видимому, имеет парижское происхождение. Известно, что некий Бондьер бежал из Парижа в годы революции 1789 г. и поселился в Женеве. Некоторые из его потомков возвращались домой через Сен-Клод, где и работал интересующий нас Бондьер, занимаясь резьбой по дереву и изготовлением мундштуков для глиняных и фарфоровых трубок. Доннингер, скорее всего, был швейцарского или австрийского происхождения, и получал опыт изготовления трубок в Вене - родине пенковых трубок.
Из всех троих Бондьер пережил остальных на 30 лет, однако места ушедших занимали новые партнеры. Соответственно, менялись названия компании, сначала на Bondier Ulrich & Cie, затем Bine Marechal & Cie и в итоге A. Marechal Ruchon & Cie. Август Марчал и Фердинанд Рачон ввели фирму в XX-й век, и их имена использовались в названии компании более пятидесяти лет.
Основатели брэнда GBD намеревались производить пенковые трубки. Относительно раннего производства сохранилось мало сведений, но можно утверждать, что они производили прямые, стандартные модели со значительным числом бентов, версии глиняных трубок, которые напоминали Dublin и несколько ранних образцов Bulldog.
Брэнд был зарегистрирован достаточно рано и компания была в состоянии защитить свои права. Уже в 1874 г. ей удалось выиграть дело о нарушении прав использования товарного знака в суде Лондона против человека, нелегально использовавшего брэнд.
GBD немедленно оценила качества бриара, которые в начале 1850-х завоевали общее признание. Установленные раннее тесные связи с Сен-Клодом обеспечивали доступ к необработанному материалу. Бриаровые трубки производились параллельно с пенковыми, однако вскоре первые стали основным продуктом производства.
Бизнес и репутация развивались быстро и трудно представить лучшее доказательство этого, чем 15 медалей, завоеванных на международных выставках в 9 городах по всему миру в течение первых 40 лет существования брэнда GBD. Таким образом, брэнд был известен не только в Европе, но и за ее пределами: в США, Канаде, Австралии, а позднее и в Южной Африке.
С самого начала GBD использовала бриар и чаши для трубок только самого высокого качества. Однако вскоре пришлось рассматривать вопрос об использовании материала более низкого качества из-за стремительно возраставшего спроса.
Необходимость создания широкого ценового ассортимента была решена путем изготовления трубок с различными вариантами отделки. Янтарь, рог, слоновая кость и даже иглы дикобраза использовались для производства мундштуков, а с 1870 г. стали использовать и вулканит. Различные виды трубок с серебряными и золотыми вставками также пользовались большим спросом, как и трубки в простых или резных футлярах.
К концу века GBD предлагала потребителю 1500 моделей трубок, при этом трубки одной и той же формы, но с разными мундштуками считались отдельными моделями. В каталоге 1886 г. представлено 125 форм трубок, включая 12 billiards, 36 bents, 46 dublins (и laybacks), многие из них с пятками. Все это формировало костяк коллекции представлено в 1888 г. в Амстердаме. Одной из особо примечательных черт трубок GDB была плавность линий мундштуков. 20 лет спустя баланс несколько изменился: было представлено все еще 36 bents, набиравших популярность billiards уже было 36, 32 dublins/zulus, некоторые все еще с пятками, а “belge” - двоюродный брат глиняных трубок, был представлен только двумя моделями.
С другой стороны число bulldogs возросло до 15. В первые десять лет XX-го века янатрь и амбероид продолжали использоваться, однако наибольшей популярностью пользовались мундштуки из вулканита и рога. Другой тенденцией стало включение 30 моделей, оснащенных армейским креплением (army mounts). Модельный ряд все больше приобретал британский акцент, что было совсем неудивительно: GBD стала британской компанией.
Чарльз Оппенгеймер начал свое успешное дело, основав экспортно-импортный торговый дом в 1860 г. В работе ем помогали браться - Дэвид и Адольф, а также сводный брат Луи Адлер. Бриаровые трубки с самого начала были представлены в ассортименте, а связи с GBD были установлены в 1870 г. Будучи очень важными клиентами, A. Oppenheimer & Co стали эксклюзивными агентами в 1897 г. Адольф Оппенгеймер уделял особое внимание именно производству трубок, и что более важно, Джеймс Адлер, сын Луи, сыграл важную роль в смене национальной принадлежности компании.
Что касается Сен-Клода, то Оппенгеймер приобрел A. Marechal Ruchon & Cie, которая стала называться Marechal Ruchon & Co Ltd., превратившись в британскую компанию с четырьмя директорами, двумя англичанами и двумя французами, а именно Адольф Оппенгеймер и Джеймс Адлер в Лондоне, а Август Марчел и Фердинанд Рачон в Париже; который стал первым президентом компании.
Головной офис находился в Лондоне, а расширенная фабрика на Rue des Balkans в Париже, и еще более крупная фабрика строилась в Сен-Клоде. Фабрика контролировалась двумя объединенными компаниями Sina & Cie и C J Verguet Freres и ею непосредственно руководил Люсьен Вергет. Фабрика заработала в 1906 г. и стала основным поставщиком бриаровых чаш.
Что касается Лондона, то производство трубок там шло не столь активно вплоть до войны 1914-18 гг. Существуют свидетельства, что из 27000 дюжин чаш, произведенных на фабрике в Сен-Клоде и направленных в парижское отделение GBD, 18000 дюжин предназначались для лондонского отделения. В 1920 г. лондонская фабрика поглотила A. Frankau (см. BBB).
После войны 1914-18 гг. производство GDB шло как в Лондоне, так и в Париже. Трубки, производимые в Лондоне, предназначались в основном для внутренней торговли, а также для тогдашней британской империи и США, в то время как трубки из Парижа поставлялись на французский и другие европейские рынки.
Ни Оппенгеймеры, ни Адлеры не были производителями трубок - в первую очередь они были торговцами, однако и на английских и на французских фабриках у них был весьма квалифицированный персонал, досконально знавший техническую сторону трубочного производства.
Ранние трубки GBD обладили едиными качественными характеристиками, позднее стали производиться трубки и иного качества; ассортимент же отделок не отличался особым разнообразием. Однако к концу XIX-го века спрос менялся, например, в Британии стали отдавать предпочтении трубкам более темных тонов. Так стали появляться “под-брэнды”, например, GBD Xtra; GBD Speciales употреблялось для обозначения трубок специфических моделей, с разными цветами и отделкой. Трубки стандартного качества просто маркировались GBD.
Спрос после перовой Мировой войны потребовал дальнейшей диверсификации - GDB London Made превратилась в GDB Standard London Made, а вершину модельного ряда в 1931 заняла GBD New Era по цене 12 шиллингов и 6 пенсов. Производство GDB Pedigree, практически прекращенное в 1926 г., в конце 1930-х возобновилось вновь. Трубка GBD New Standard была создана в ответ на растущий спрос на Standards, а черная трубка нового образца с пескоструйной обработкой под названием GBD Prehistoric все еще имела маленькую маркировку GBD Xtra. Продажи в Англии в основном осуществлялись напрямую розничным торговцам.
GDB произведенные во Франции, в целом повторяли общую линию производства, в частности изготовлялись Xtra и Speciale, а в конце 1920-х началось производство трубки с металлической системой GBD Extra Dry. Важным моментом стало использование металлической инкрустации GBD в 1920-х гг., что придало трубкам дополнительный “штрих класса”. Так, инкрустация используется уже более семидесяти лет.
На французском рынке продажи осуществлялись через ограниченное число розничных и оптовых торговцев. Такая практика не приносила удовлетворительных результатов, но в 1938 г. в сотрудничестве с Verguet Freres из Сен-Клода, ситуацию удалось исправить.
Тем временем, спрос на трубки GDB постоянно рос, что в 1921 г. привело к появлению новой марки City de Luxe в Англии и во Франции. Вскоре эта серия стала инкрустироваться звездой на мундштуке и стала стандартной 5-ти шиллинговой линией в Великобритании в 1930-х гг.
В Париже эксклюзивно производились GBD “низшего” качества Marcee, название, образованное от “Marechal Ruchon & Co”, которые были в продаже до начала и в первые пару лет второй мировой войны. В течение нескольких лет производился брэнд Camelia, и в Англии стал основой 2-х шиллинговой линии. Также необходимо упомянуть о трубке Riseagle, производимом на французской фабрике для Oppenheimer Pipes, которая была одной из самых успешных шиллинговых линий, однако послевоенное введение налогов на трубки убило этот брэнд.
После закрытия фабрики в Париже в 1952 г. и полного перевода производства в Сен-Клод, на французский рынок был выпущен GBD Standard, с новой отделкой и рядом новых форм. Трубка пользовалась неизменным успехом и, пережив все потрясения, продается теперь во Франции параллельно с трубками Vreguet.
Что касается форм трубок, то GBD во Франции имело преимущество над Лондоном, где производились классические, довоенные образцы, которые не представляли для Европы особого интереса. Исключением было производство в Лондоне крупных моделей GBD в основном для американского рынка.
Во Франции постоянно вводились новые линии, особо стоит отметить GDB Hand Made, которая на французском рынке стоила дороже Dunhill. Новые модели и варианты отделки стимулировали спрос на других европейских рынках и, чтобы удовлетворить его, французское отделение GBD производило различные линии трубок. Производство в Сен-Клоде находилось под контроль Дж. В. (Джека) Коула, который хоть и не был мастером по производству трубок, однако в сотрудничестве с настоящими мастерами стал автором множества новых форм для трубок.
На изменение рыночной конъюнктуры в плане форм и отделки Лондон реагировал медленнее, но в 1960-х гг. “Jamieson” сумели сравняться или даже выйти вперед в столь специфической сфере, как hand made pipes.
К 1980-х гг. произошло много изменений. На климат рынка торговли трубками оказывали влияние различные слияния компаний и переходы от одних владельцев к другим. Orlik был куплен Oppenheimer Pipes. Фабрика Homerton сменила имя на Fairfax Traders и переехала в графство Эссекс. Конечно, появлялись и новые модели GBD, такие как Gold Bark, Jetstream и Champagne (с акриловым мундштуком), но, впрочем как и для других производителей, это были непростые времена.
Oppenheimer был частью слияния 1920-х годов (см. Comoy’s), а окончательный эффект этого слияния проявился в 1980-х гг. Находясь под контролем главной компании Cadogan Investments (история этого имени восходит к 1920-м гг.), Oppenheimer Pipes продавали не только GBD, но и BBB, Orlik, Comoy’s of London; при этом считалось, что брэнд Comoy обладает более высоким международным престижем.
В то же время, компания торговала широким ассортиментом сопутствующих товаров, например, зажигалками Colibri. Однако в результате рецессии 1991 г. компания приняла решение приостановить такую торговлю и вернуться к производству трубок под именем Cadogan Investments Ltd.
Таким образом, к 1994 г. Cadogan обладал следующими брэндами: Comoy’s, GBD, BBB, Orlik, Loewe, Kaywoodie, Dr.Plumb’s, Polo и Medico. Теперь GBD вернулась к своим корням, где всегда делался акцент на качество.
Французское отделение, увы, больше не существует. В 1970-х все британские интересы в Сен-Клоде перешли под контроль единого менеджмента в лице Cadogan France, объединившего GBD, Chacom и Ropp. Но в 1980-х GBD был продан (действующий и поныне концерн), также как и Ropp, который еще какое-то время производил трубки GBD. В настоящее время трубок GBD во Франции не производится.
Изучая историю трубочных брэндов, можно сказать, что история GDB, по видимому, самая многообразная и драматичная. К началу XXI-го века марка существует 150 лет, и поскольку бриаровые трубки продолжают курить, она продолжит оставаться самой известной и узнаваемой.
Модельный ряд, конечно, менялся и, наверное, будет меняться и дальше, так как компания реагирует на текущие требования и тенденции рынка. Такие “под-брэнды”, как Popular, International, Century и другие пришли на смену старым Standard, New Era и Pedigree но три буквы, заключенные в овал, продолжают напоминать нам об изначальных устремлениях Ганнаваля, Бондьера и Доннингера.